THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Полное собрание и описание: исламская молитва за умершего для духовной жизни верующего человека.

Дуа за умершего

اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Дуа за умершего

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это

Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.

Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни. Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти. Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей ». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего. Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду. Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.

Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.

Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها

«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре ». (Дайлами)

Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.

Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.

Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.

Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.

Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет :

اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان

«Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян… »

«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя) ». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)

Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:

«Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа ». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)

Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение. Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха ».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана , если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.

Как дуа может помочь умершему человеку

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже.

«Аллахуммэгъфир (назвать имя покойного) уэрфэгъ дэраджэтаху филь-мадийинэ уэхлюфху фии а’къыбихи филь-гъабириинэ уэгъфирлэнээ уэ лэху йээ раббэль аляямиин. Уэфси лээху фии къабрихи уэ нэууир лээху фиих»

Перевод: «О, Аллах! Прости (имя покойника) , возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иннэ лиЛлэхи, уэ иннэ илэйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммэ-гъфир лэхуллахуммэ сэббитху»

Перевод: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

«Аллахуммэгъфир-лэху уэрхэмху уэгафихи уэгъфу а’нху уэ акрим нузулляху уэ уэсси’ мудхъаляху уэгъсильху биль-мэ-и уэссэльджи уэбэради уэ нэкъкыхи минэл-хъатаайэ кэмээ нэкъкайтэль-сэубэль-эбйяда минэд-дэнэси уэ абдильху дэран хъайран мин дээрихи уэ эхлял хъайран мин эхлихи уэзэуджэн хъайран мин зэуджихи уэ-аджильхуль-джэннэтэ уэ эгъинзху мин а’зэбиль-кабри уэ а’зэбин-нээр»

Перевод: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global ) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global ), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммэ-гъфир лихиййэнэ уэ мэййитинээ уэ шээхидинээ уэга-и-бинээ уэ сагъыиринээ уэ кэбиииринэ уэ зэкэринээ уэ унсэнээ. Аллахуммэ мэн ахйэйтэху миннэ фэ-эхйихи а’лэль-ислями уэ мэн тэуэффэйтэху миннээ фэтэуэффэху а’лэль-имээн. Аллахуммэ лэ тэхримнэ эджраху уэ лээ тудыллэнэ бэ’дэх»

Перевод: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний прим. Islam.Global ) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммэ а’бдукэ уэбну эмэтикэ ихтэджэ илээ рахмэтикэ уэ энтэ гъаниййун а’н а’зээбихи ин кээнэ мухсинн фэзид фии хэсэнээтихи уэ ин кээнэ мусии-эн фэтэджээузз а’нху»

Перевод: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельная дуа, к которой прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммэ-джа’лху лэнээ фэратан уэ сэлэфэн уэ эджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций.

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.

Человек конечно может помолиться за душу умершего, ничего плохого от этого никому не станет.

Помогут ли эти молитвы умершему в Вечной жизни, станут ли для него облегчением в тот момент когда он станет отвечать за свои поступки?

В статье на мой взгляд дан исчерпывающий ответ.

Обсуждения

Молитвы для усопших мусульман

60 сообщений

Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.

Альхамду лилляhи роббил-*алямин.

Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.

Сыроталь-лязина ангамта галайhим.

Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.

Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.

Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.

Уа ма унзиля мин каблик.

Уа биль ахирятиhум йукиунун.

Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,

Уа уляяика hумул муфлиhун.

Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.

Ля тахузуhу синату уа ля наум.

Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.

Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.

Йаламу ма байня айдиhим.

Уа ма хальфаhум.

Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.

Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.

Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

3. иннакаламинал мурсалина

4. гъаля сираддин мустакъим.

6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.

7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю"минун.

8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му"махун.

9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.

10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю"минун.

Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,

11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.

Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум

12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.

Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.

Лям иялид. Уа лям йуляд.

Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.

Куль агузу биррабил фаляк.

Мин шарри ма халяк

Уа мин шарри гасикин изя уакаб.

Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.

Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

Куль агузу биррабин нас.

Мин шарил уасуасил хан-нас.

Аллязи уасуису фи судурин нас.

Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

Иззати амма йа-сифун.

Уа салямун аляль мурсалин.

Альhамду лилляhи роббил галямин. Аминь

Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

2. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.

3. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

4. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.

5. Трижды вымыть лицо.

6. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос)

7. Протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.

8. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначало правую, затем левую).

9. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначало правую ступню, затем – левую.

Какую молитву читать мусульманам, чтобы умершему родственнику на том свете было хорошо?

Иисус сравнил смерть со сном, потому в скором времени Бог будет воскрешать умерших для жизни в раю на земле - “Истинно, истинно говорю вам: настаёт час, и уже настал, когда мёртвые услышат голос Сына Бога, и те, кто послушаются, будут жить. Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос. и выйдут: ” – Иоанна 5: 24 – 29 .

” Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных” – Деяния 24: 15.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Корана над умершим нововведением. (“аль-Икътида” 182.)

Имам Малик сказал: “Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и праведные предшественники не делали этого”. (“аль-Икътида 182.)

Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нельзя» “. (“аль-Масаиль” 158.)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру “аль-Бакъара” (Корова)» . (Муслим 780.)

Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом длячтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище) : члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся» . аль-Бухари 6514, Муслим 2960.

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников) , говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! “» (Сбор, 10).

Сюда же относится и молитва джаназа.

Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры со-общается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это? ” Ему ответят: “Твой ребенок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджах 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.

Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел» . Абу Дауд 2/108, ан-Насаи 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, Абу Зур’а и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (Йа син, 12).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) , что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» . Муслим 3/1255.

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оста-вил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти! » Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.

Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им Аллах) , при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) , пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу» . Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу» . Ахмад 2/182, хадис достоверный.

Стены мечетей, обрезание и похоронный обряд – это всё, с чем у многих мусульман ассоциируется религия Аллаха. В публикациях на нашем сайте мы много раз повторяли: Ислам гораздо шире этих понятий! Сегодня мы хотим рассказать о том, что и в рамках похорон наши действия зачастую расходятся с тем, чего от нас требует Шариат. О том, как провести похороны согласно Сунне. И пусть каждый, кто откроет в этой статье для себя что-то новое, лишний раз спросит себя: почему я поступал именно так, а не по-другому? Почему не интересовался, что об этом говорят Сунна и труды учёных Ислама? Чем я руководствуюсь, когда совершаю что-то от имени Ислама?

Вниманию читателя предлагается описание процесса похорон согласно Шариату (по шафиитскому мазхабу), с момента, когда к человеку подступает смерть, до того, как его могила будет полностью засыпана землёй. А также некоторые выводы и параллели с тем, как похоронный процесс проходит у мусульман Дагестана.

Когда мусульманин находится при смерти

…его желательно положить на правый бок так, чтобы лицом он был обращён в сторону киблы. Если же это невозможно или трудно сделать, то умирающего надо положить на спину, немного приподнять голову и обратить лицо и ступни в сторону киблы. Желательно (сунна) напоминать умирающему о необходимости повторять слова шахады: «ля илягьа илляЛлагь». Однако делать это необходимо в мягкой форме, без проявления настойчивости, не говоря ему: «скажи…». В хадисе имама Муслима (№ 916, 917) передаётся: «Подсказывайте вашим умирающим [слова]: “ля илягьа илля Ллагь”». Желательно читать перед умирающим суру «Йа Син», как об этом передаётся в хадисе: «Читайте вашим умирающим “Йа Син”» (Абу Дауд , № 3121; Ибн Хиббан , № 720). Хадис является слабым, однако данное действие также передаётся от сподвижников.

Также желательно напоминать умирающему мусульманину о милости и прощении Всевышнего и внушать надежду на то, что Аллах простит ему все грехи за его веру и единобожие. В достоверном хадисе говорится: «Я [буду Таким], Каким Меня представлял Мой раб» (Аль-Бухари , № 6970; Муслим, № 2675).

Непосредственно после смерти

…желательно закрыть глаза покойного (имам Муслим, № 960), связать его челюсть повязкой, чтобы рот не остался открытым; размягчить все его суставы, положить что-нибудь тяжёлое на его живот, чтобы он не вздулся; затем снять с него всю одежду, положить на кровать или что-либо приподнятое от земли, повернуть в сторону киблы и накрыть всё тело лёгким покрывалом.

Обязанности мусульман по отношению к умершему

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением четырёх вещей: омыть его тело (гусль), обернуть его в саван (такфин), совершить за него заупокойную молитву и похоронить. Перечисленное является коллективной обязанностью (фард уль-кифая) мусульман населённого пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех мусульман населённого пункта.

Первым из четырёх перечисленных выше действий совершается полное омовение тела (гусль), минимальный уровень которого заключается в очищении тела от нечистот (наджаса) и последующем полном купании. Мужчину обязательно должен мыть мужчина, а женщину – женщина. Исключение составляют муж и жена друг для друга. Если же для купания мужчины нет никого, кроме посторонних женщин, или для купания женщины нет никого, кроме посторонних мужчин, то купание не совершается. Вместо него совершается таяммум (омовение пыльной землёй). В общем же совершение купания является обязательным для каждого умершего мусульманина и мусульманки, за исключением шахида – мусульманина, погибшего непосредственно в сражении за возвышение Слова Аллаха.

Минимальный уровень такфина, соответствующего Сунне, заключается в том, чтобы завернуть в саван всё тело умершего. Обязательным же является покрытие аврата. Желательно завернуть умершего мужчину тремя покрывалами белого цвета (другой цвет нежелателен), каждое из которых покрывает всё тело, как об этом передаётся в хадисе от Айши (имам аль-Бухари, № 1214; имам Муслим, №941). Женщину желательно завернуть в пять покрывал: одним завернуть тело ниже пупка, вторым – завернуть голову, третьим – часть тела выше пупка, оставшимися двумя – всё тело женщины. Об этом передаётся в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел завернуть свою дочь Уммукульсум .

Если умерший мусульманин находился в состоянии ихрама (был паломником), его голову (если это женщина, – то лицо) необходимо оставить открытым (имам аль-Бухари, № 1208).

Выкидыш

Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.

Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…»
(Ибн Маджа , № 1508). (См. также ат-Тирмизи , № 1032.)

Соболезнования

…желательно выразить семье покойного (Ибн Маджа, №1601) в течение трёх дней после его смерти и нежелательно делать это по прошествии трёх дней, чтобы не напоминать родным об их горе. Если же человек отсутствовал эти три дня, то для него в этом нет нежелательности. Также нежелательно повторять соболезнование, а выражать его лучше после захоронения тела, кроме как если родственники покойного сильно подавлены горем. В таком случае лучше сделать это раньше, чтобы утешить их. (См. ан-Навав и, «Равдату т-талибин», № 1/664.)

Соболезнование (та’зия) – это призыв к терпению, за которое полагается награда Аллаха, и дуа за мёртвого о прощении его грехов («Равдату т-талибин», № 1/664).

Сопровождение носилок до могилы

…является желательным для мужчин (имам аль-Бухари, № 1182), как и присутствие на похоронах до того, пока могила не будет полностью засыпана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». Его спросили: «А что значит два кирата?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Две огромные горы [награды от Аллаха]».

Что касается женщин, то для них присутствие на похоронном процессе нежелательно, как это следует из хадисов, переданных имамом аль-Бухари (№ 1219), имамом Муслимом (№ 938) и Ибн Маджа (от Ал и).

Желательно нести носилки быстро, но аккуратно – так, чтобы покойный не мог выпасть. Также желательно, чтобы носилки были закрытыми и накрыты покрывалом. Особенно это касается покойницы-женщины.

Нежелательно разговаривать и тем более повышать голос во время сопровождения носилок с покойным (Абу Давуд, № 3171). Желательно идти впереди носилок недалеко от них, но можно идти и сзади, и по бокам. (См. Абу Давуд, № 3179, 3180.) Нет нежелательности в том, чтобы мусульманин сопровождал умершего родственника (соседа) немусульманина.

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

…не будет действительной без омывания тела покойного (гусля) и оборачивания в саван. Она состоит в следующем:

– Вся молитва совершается стоя: молящийся четыре раза поднимает руки (как он это делает в обычной молитве), стоя, произнося такбир (Аллагьу Акбар), первому из которых сопутствует намерение на совершение заупокойной молитвы за конкретного умершего мусульманина.

– После первого такбира молящийся складывает руки на груди, как в обычной молитве, и читает суру «Аль-Фатиха» (имам аль-Бухари, № 1270).

– После окончания чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся совершает второй такбир, поднимая руки на уровень мочек ушей, после чего опять складывает руки на груди и читает благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в любой форме, известной из Сунны. Самый простой вариант: «Аллагьумма салли гIаля МухIаммад». (См. ан-Насаи , № 4/75.)

– Затем молящийся совершает третий такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за покойного. Это главная цель совершения заупокойной молитвы. Наиболее простой вариант такого дуа:
«Аллагьумма-рхIамгьу» («О Аллах, помилуй его») или: «Аллагьумма-гъфир лягьу» («О Аллах, прости его»). (См. имам Муслим, №963; ан-Насаи, № 4/75.)

— Затем молящийся совершает четвёртый такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за всех мусульман, например, так: «Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна багдаху ва-гфир ляна ва ляху» (передал Абу Давуд (№ 3201) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)).

– После этого молящийся совершает таслим: даёт салам направо и налево, как в обычной молитве: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»). (См. аль-Байхаки, № 4/43.)
Как уже было сказано, вся молитва совершается стоя, без поясных и земных поклонов.

Молиться за кяфира (неверующего), атеиста и др., даже если он кавказец, татарин, араб и т. п., недозволенно.

Захоронение

Минимальной глубиной могилы является глубина, при которой тело не смогут раскопать животные. Желательно, чтобы глубина могилы была в человеческий рост с вытянутыми руками, а ширина – 70–80 см. (См. Абу Давуд, № 3215, и ат-Тирмизи, № 1713.) Укладывая тело покойного в могилу, обязательно направлять его лицом в сторону киблы, более желательно уложить его на правый бок, укладывать же на левый бок является порицаемым (караха). Желательно также прижать щёку мёртвого к земле (имам Муслим, № 966). На мусульманских кладбищах иногда не соблюдают это предписание, в то время как согласно Шариату, если покойный не был повёрнут в сторону киблы, обязательно нужно вскрыть могилу и перезахоронить покойного, при условии что тело ещё не разложилось.

Желательно (если земля твёрдая), чтобы в стенке могилы, находящейся со стороны киблы, была вырыта ниша (выемка), в которую кладут тело, после чего выемку закладывают тонкими камнями или досками, так, чтобы на неё не осыпалась земля. Если же земля сыпучая, то тело кладут на дно могилы, в углубление, которое по краям поднимают кирпичами, а сверху, после того как положили тело, закрывают так же, как и нишу.

Желательно осторожно занести тело в могилу вперёд головой с той стороны, в которой будут ноги покойного (Абу Давуд, № 3211). Совершающему это действие желательно произнести: «Бисми-Ллягьи ва гIаля суннати расули-Ллягьи» (Абу Давуд, № 3213; ат-Тирмизи, № 1046).

В могилу желательно спускаться близким покойного, особенно когда хоронят женщину. После захоронения тела желательно (мустахаб) прочитать рядом с могилой молитвы-дуа талькин и тасбит, а также полить на могилу воду.

Ошибки и нововведения, связанные с похоронами

Всё, что противоречит правилам похорон, которые дошли до нас в Сунне, как, например, повышение голоса при сопровождении носилок с покойным, является нововведением (бид’а), которого следует остерегаться.

Нежелательно укреплять могилу материалами, при изготовлении которых использовался огонь, такими как гипс, цемент (раствор с его использованием) и другие (имам Муслим, № 970).
Запрещено возводить на могиле на общественном кладбище какие-либо постройки, что очень характерно для нашего времени. Такие постройки согласно шафиитскому мазхабу должны быть снесены, как на это указал имам ан-Навави в книгах «Равдату т-талибин» и «Маджму’».

Согласно Сунне могила не должна возвышаться больше, чем на пядь. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал Абу Хайяджу аль-Асади : «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Ты не должен оставить… ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)» (имам Муслим, № 969).

Тем более запрещены фотографии и изображения на надгробных камнях. Запрещены любые проявления недовольства волей Аллаха  и чрезмерность в скорби по мёртвому. Как, например, когда люди бьют себя по груди, щекам, рвут на себе одежду, кричат, причитают и т. п. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям» (имам аль-Бухари); «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (имам аль-Бухари, № 1232). Однако нет ничего плохого в естественном плаче при потере близких, который является проявлением мягкости сердца человека. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы» (имам аль-Бухари).

Распространившимся среди людей нововведением является приготовление пищи семьёй покойного и собрание людей для её принятия. Это новшество явно противоречит Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой близким или соседям самим надлежит приготовить еду для семьи покойного. Причём в таком количестве, чтобы её хватило хотя бы на сутки (см. «Равдату т-талибин», № 1/665).

После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал о смерти Джафара ибн Абу Талиба , он сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара: к ним пришло то, что озаботило их» (ат-Тирмизи, № 998; Абу Давуд, № 3132, и другие). Тем более запрещено приготовление еды для различного рода плакальщиц и им подобных, при этом неважно, приходятся они родственниками (-цами) покойному или нет. Потому что это будет поддержкой греха и продлением запретных согласно Шариату действий (см. «Равдату т-талибин», № 1/665). Ещё более запретным является использование на приготовление пищи, раздачу милостыни и прочие необязательные согласно шариату действия наследства умершего, причитающегося несовершеннолетним (сиротам).

Чтение Корана в местах собрания людей для выражения соболезнования также является запретным новшеством («Фикху-ль-манхаджи», № 1/263). Отдельно имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место во время современных похоронных обрядов.

Имам ан-Навави говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха. (См. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан.)

Также нежелательно устраивать «посиделки» для принятия и выражения соболезнований, как на это указал имам ан-Навави («Равдату т-талибин», № 1/663).

Кроме того, согласно шафиитскому мазхабу запрещено перевозить тело для захоронения из одного населённого пункта в другой (см. Мухаммад Зухейли , «МугIтамад», № 1/644), что распространено в наше время.

Семь, сорок, пятьдесят два

Всё, что вы прочитали выше, было написано с опорой на труды учёных шафиитского мазхаба.
Основными источниками данной статьи являются две книги:

1) «Равдату т-талибин» (имам ан-Навави),
2) «Фикху-ль-манхаджи гIаля мазхаби-ль-имами аш-Шафии » (Мустафа аль-Хан , Мустафа аль-Буга, Али аш-Шарбаджи ).

Эти учёные рассмотрели в своих книгах те нововведения, с которыми они столкнулись лично, о которых слышали или знали из книг прежних учёных. Однако каждый народ, как правило, вводит в религию свои новшества, и неудивительно, что учёные не порицают в своих книгах те нововведения, о которых они не слышали и которые появились спустя много лет после их смерти. Однако нет сомнения, что для любого здравомыслящего человека достаточно прочитанного выше и общего понимания определения нововведения в Шариате, чтобы отвергнуть запретные новшества, которые практикуются в процессе похорон.

Одно из таких новшеств – отмечание трёх, семи, сорока, пятидесяти двух дней со дня смерти человека. Удивительно, как прочно вжилось в жизнь мусульман это не имеющее ничего общего с Исламом нововведение, указания на которое нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в книгах учёных. Оно не имеет никакой основы в Шариате и является таким же запретным, как те новшества, на запретность которых указал имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах). А с учётом того, что для многих людей Ислам стал ассоциироваться с похоронными обрядами, которые не имеют с религией Аллаха ничего общего, вред от подобных новшеств становится ещё больше.

Следует подчеркнуть, что Шариат не предписывает посещать могилы в течение определённого срока (3, 7, 40 дней) в строго определённое для этого время (утром и после обеда) с целью чтения определённых сур Корана и зикров, что является запрещённым нововведением.

В некоторых мусульманских регионах распространено чтение определённых сур Корана на четырёх углах могилы. Об этом ничего не сказано в Коране и Сунне, и этого нет в основных книгах шафиитского мазхаба, в которых подробнейшим образом разъяснён обряд похорон. О запретности этого действия, как нововведения, не имеющего никакой основы в Шариате, пишет Тайиб аль-Хараки (ад-Дагистани) .

Хотелось бы также отметить, что нет никакой основы в Шариате для практикующегося у нас на похоронах резания животного в момент вынесения покойного и других подобных нововведений, которых нет в шариатских книгах.

Заключение

То, что приведено в этой статье, является достаточным для проведения похорон согласно шариату, в которых не будет никакого ущемления прав покойного, хотя здесь и не написано обо всём, что желательно совершать на похоронах. Несовершение чего-либо желательного не является грехом или проявлением неуважения к покойному. И удивительно, что люди, которые в повседневной жизни и не думают соблюдать нормы Шариата, когда дело касается похорон, проявляют щепетильность в наиболее крайних формах при отстаивании желательных, а зачастую и явно запрещённых Шариатом действий. При этом они не ведают, что для определения желательности того или иного действия необходимо обращаться к источникам Шариата, которые нашли своё отражение в трудах учёных, в частности шафиитского мазхаба.

Удивительно, как люди, всю жизнь безразлично наблюдавшие пьянство покойного или несовершение им молитвы, запретность которых известны каждому ребёнку, крайне фанатично отстаивают привязывание какой-нибудь тряпки к какой-нибудь палке. Тогда как это не только ничем не поможет покойному, но и навредит живым.

И чем раздавать богатым людям носки, платки и сахар-рафинад, лучше найти бедных и дать им то, в чём они нуждаются. Лучше для всех. Как мы видим, согласно шафиитскому мазхабу многое из того, что распространено среди наших людей, является порицаемым и даже грехом (постройки на могилах, угощения на похоронах и т. п.)

Однако, когда люди придерживаются в этих вопросах традиционного шафиитского мазхаба, их почему-то обвиняют в нетрадиционализме, ваххабизме и разных других «измах».

Интересно, что если собрать все средства, которые тратятся на то, к чему Шариат как минимум не призывает (большой надгробный камень, кормление сотен соболезнующих и т. п.), то за один год только в одной только Махачкале можно собрать более пяти миллионов долларов. И как было бы хорошо потратить эти деньги на что-нибудь действительно полезное как для умерших, так и для живых.

Тема смерти является одной из важнейших для любого человека. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в мир иной во многом определяют поведение верующих в земной жизни. В Исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти.

Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, делают хорошее дуа за умершего , молят Всевышнего поместить его душу в райские сады, простить его прегрешения и смилостивиться над ним.

Как известно, первым этапом вечной жизни человека является его жизнь в могиле. На этом этапе душа, освободившись от телесной оболочки, продолжает жить, чувствовать, видеть, радоваться и грустить.

Наши братья, перешедшие в мир иной, больше нуждаются в наших мольбах, чем живые, ведь когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме некоторых.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт засчитываться даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей ». (Муслим , Абу Давуд , Тирмизи )

Наши дуа для покойного могут стать чем-то вроде спасательного круга, который отдаляет его от могильных мук. А если он был праведником, дуа повысит его степень перед всевышним. В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

مثل الميت في قبره مثل الغريق يتعلق بكل شيء ينتظر دعوة من ولد أو والد أو أخ أو قريب

«Поистине, покойник подобен утопающему, который цепляется за всё, что попадается ему, и ожидает помощи от своих детей, родителей, братьев и друзей в виде дуа ». (Байхаки )

Дуа за усопших

Все наши дуа, с которыми мы обращаемся и за себя, и за других людей, в том числе умерших, хорошо делать в те моменты, когда увеличивается вероятность принятия дуа, например, в пятничный день, в и т.д.

В священном Коране Всевышний Аллах дал нам пример дуа , которое делается за усопших наших братьев и сестёр:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

(смысл): «А те, которые пришли после них [после ансаров и первых мухаджиров], говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милостивый ”». (сура Аль-Хашр: 10)

Делать дуа за усопшего можно и своими словами, но лучше всего обращаться мольбами Пророка (мир ему и благословен Аллаха). Ведь Всевышний Аллах дал ему содержательную речь (джавами‘ аль-калими), и никто лучше него точно не скажет.

От Язида ибн Рукана ибн Аль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха, когда стоял в джаназа-намазе, говорил:

اللهم عبدك وابن أمتك احتاج إلى رحمتك، وأنت غني عن عذابه، إن كان محسناً فزد في إحسانه، وإن كان مسيئاً فتجاوز عنه

«Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-кя, ва Анта ганийюн ‘ан ‘азаби-хи. Ин кана мухсииан, фа-зид фи ихсанхи-хи, ва ин кана му- сиан, фа-таджаваз ‘ан-ху ».

«O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждается в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в его наказании. Если творил он благие дела, то увеличь ему их, а если совершал он дурное, то прости его ». (Табарани )

Сообщается также, что Василя бин аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах) сказал:

صَلَّى بِنَا رسول الله صلى الله عليه وسلم عَلَى رَجُلٍ مِنَ المُسْلِمِينَ ، فَسَمِعْتُهُ يَقُولُ: اللَّهُمَّ إنَّ فُلانَ ابْنَ فُلانٍ في ذِمَتِّكَ وَحَبْلِ جِوَارِكَ ، فَقِهِ فِتْنَةَ القَبْرِ ، وَعذَابَ النَّار ، وَأنْتَ أهْلُ الوَفَاءِ وَالحَمْدِ ؛ اللَّهُمَّ فَاغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ ، إنَّكَ أنْتَ الغَفُورُ الرَّحيمُ

«Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с нами совершал джаназа-намаз по одному мусульманину, и я слышал, как он сказал:

"Аллахумма, инна фуляна-бна фулянин фи зиммати-ка ва хабли дживари-ка, фа-ки-хи мин фитнати-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари, ва Анта ахлю-ль-вафаи ва-ль-хамди. Аллахумма, фа-гфир ля-ху, ва-рхам-ху, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахиму "

"О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от могильных мук и наказания огня, ведь Ты способен выполнять обещания и достоин похвалы! О Аллах, прости же и помилуй его, ведь Ты - Прощающий, Милостивый "». (Абу Дауд , Ибн Маджах , Ибн Хиббан )

От Абу ‘Абдуррахмана ‘Ауфа ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил джаназа-намаз, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ ، وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ ، وَأكْرِمْ نُزُلَهُ ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَاغْسِلْهُ بِالمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالبَرَدِ ، وَنَقِّه مِن الخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأَبْيَضَ مِنَ الدَّنَس ، وَأبدلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ ، وَأهْلاً خَيراً مِنْ أهْلِهِ ، وَزَوْجَاً خَيْراً مِنْ زَوْجِهِ ، وَأدْخِلهُ الجَنَّةَ ، وَأعِذْهُ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ ، وَمنْ عَذَابِ النَّارِ

«Аллахумма-гфир ля-ху, ва-рхам-ху, ва ‘афи-хи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузулаху, ва васси’ мадхала-ху, ва-гсиль-ху би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва накки-хи мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйаза мин ад-данаси, ва абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахли-хи, ва завджан хайран мин зауджи-хи, ва адхиль-ху-ль-джанната ва а’из-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари »

«О Аллах, прости его, помилуй его, избавь его (от мучений и мрака могилы), окажи ему милость, окажи ему хороший приём (сделай его удел в Раю хорошим), сделай место его входа (в могилу) просторным, омой его водой, снегом и градом (окажи ему все виды милости и даруй ему прощение за все его грехи и упущения), очисть его от прегрешений, подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, дай ему взамен дом лучше его дома, семью лучше его семьи и жену лучше его жены, введи его в Рай и защити его от мук могилы и мук огня ».

Абу ‘Абдуррахман сказал: «И я даже сам захотел оказаться на месте покойного ». (Муслим , Ибн Маджах , Ибн Хиббан )

‘Абдуррахману (да будет доволен им Аллах) настолько понравилось дуа, с которым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Всевышнему Аллаху за этого покойного, что он захотел оказаться на его месте, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьи мольбы принимались Аллахом, обратился с ними и за него.

В этом и других дуа «-ху» – слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица – употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «-ха». Например: «Аллахумма-гфир ля-ха ва-рхам-ха, ва ‘афи-ха, ва-‘фу ‘ан-ха … », и так далее.

Вышеприведённые мольбы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал во время совершения , однако нет ничего предосудительного в том, чтобы читать их за усопшего и в любое другое время. Более того, как было отмечено выше, читать эти мольбы предпочтительнее, чем составлять от себя другое дуа.

Таким образом, можно сказать, что наши дуа дойдут до умерших, а также до них дойдёт вознаграждение за благодеяния, совершённые живыми от их имени. Поэтому как можно чаще делайте дуа за них, особенно за родителей, за родных и близких, за учителей…

Нурмухаммад Изудинов

Когда из жизни уходит близкий человек, то это непоправимое горе. Но потерю родного нужно пережить, как бы тяжела она не была, и двигаться дальше. Считается, что самое ужасное, когда родителям приходится хоронить своих детей. Но вряд ли можно утверждать, что детям прощаться с любимыми родителями навсегда менее тяжело. Невыносимой бывает душевная боль и от потери других родственников.

Когда говорят, что время лечат, то это ложное утверждение. Боль от потери близкого человека остается в душе человека на всю оставшуюся жизнь. Но она притупляется не от того, что проходит время, а из-за того, что пустота в душе постепенно начинает заполняться различными бытовыми заботами. Но при этом близкого человека всегда будет не хватать и периодически каждый из нас пытается мысленно общаться с родными людьми.

Как молится за новопреставленного, чтобы душа попала в рай

Безусловно, когда родной человек уходит из жизни, то не хочется принимать этот факт. Но следует помнить, что наши эмоции, чувства и страдания не дают умершему спокойно отойти в мир иной. Мы не отпускаем его душу от себя и этим очень вредим ему. Это связано с тем, что душа умершего мечется и не может найти свое место. В первые дни после смерти человека она просто витает в пространстве. Поэтому, задача родственников состоит в том, чтобы отпустить душу покойника от себя и помочь занять ей место на Небесах.

Для этого нужно:

  • Сразу после смерти в течение 40 дней заказывать литургии и панихиды в храме.
  • Обязательно устроить поминки на 9-ый и 40-ый день. Это связано с тем, что в эти дни душа усопшего предстает перед Господом. Чем больше вспомнить о покойнике в эти дни живущих людей, тем лучше.
  • Каждый день дома в течение 40 дней нужно молиться дома за упокой души усопшего. От этого зависит то, попадет ли ваш родной человек в рай.


Помните, что молиться за упокой новопреставленного очень важно в течение 40 дней после его смерти. Но также нужно не забывать возносить молитвы за упокой и впоследствии. Для этого имеются специальные дни. Это поможет не только душе усопшего обрести покой, но также позволит вам успокоиться от непоправимой потери и справится с горем.

Действенная молитва звучит следующим образом:

«Господи, прими душу Раба Божьего (имя усопшего), отпусти ему все грехи, ведомые и неведомые, малые и большие. Прими его в свое Царствие Небесное. Успел он намучиться в жизни своей, много он страдал и печалился, так пусть же теперь он спит вечным сном, и душа его найдет успокоение. Не пошли ему кары и не дай познать огня адского, не позволь, чтобы он попал к дьяволу на растерзание. Аминь».

Потеря близкого человека - очень тяжелое событие. Но нужно понимать, что ничего уже изменить нельзя. В трудные жизненные мгновения нужно помнить о том, что некоторыми своими действиями можно помочь душе усопшего быстрее обрести покой на Небесах. Для этого, прежде всего, в основные даты, связанные с уходом в мир иной, заказывается церковная панихида. И для верующего значения она имеет огромное значение, так позволяет пережить горе. Панихида - это богослужение, которое проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти человека.

Чтобы заказать её, нужно:

  • Посетить храм заранее.
  • Оставить подношение на панихидном столе.
  • Написать записку с именем того, кого вы хотите помянуть и передать священнику.
  • Сообщить священнику на какой день вы хотите заказать панихиду.

Считается, что на девятый день душа умершего человека предстанет перед Господом и будет ждать прихода девяти ангельских чинов. В этот день целью панихиды в церкви является прошение Всевышнего помочь душе усопшего приблизиться к святым ангелам. Во время панихиды все верующие в храме должны держать в руках зажженные свечи. Таким образом, выражается искренняя любовь к усопшему, что обязательно зачитывается Господом на Справедливом Суде. Панихиду на 9 дней можно проводить в разных храмах.

На сороковой день душа усопшего человека после хождений по аду возносится к Богу третий раз. В этот момент будет решаться ее участь. Это решение во многом зависит от земных деяний усопшего человека, но немаловажную роль играют и молитвы за упокой души, которые возносили родственники в течение всего времени после смерти.

Также панихиду можно заказать на годовщину смерти. Но это поминальное мероприятие не является обязательным.

Очень часто для успокоения собственной души люди заказывают сорокоуст по усопшему. Этот обряд является особым видом поминания. Об упокоении сорокоуст заказывается на 40 дней, полгода и год. В течение 40 дней в церкви читается молитва за упокой усопшего и именно в этот период происходит отпущение грехов усопшему.

Кому ставить свечку за упокой отца и матери

Свечи за упокой ставятся на специальном канунном столе. Эта конструкция обычно устанавливается слева от входа. Столик покрывается металлической или мраморной доской. Его легко узнать, так как на нем стоит прямоугольный подсвечник, на котором установлено Распятие Господнее. Если по какой-либо причине в храме не имеется такого столика, то ставить свечу за упокой отца или матери можно возле любой иконы. Но очень важно, не делать это бездумно. Необходимо вспомнить усопшего некоторое время постоять в молчании возле зажженной свечи.

Когда вы ставите свечу за упокой, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Два раза перекрестится на Распятие Спасителя.
  • Зажечь свечу от других горящих свечей или от лампадки.
  • Поставить зажженную свечу в свободную ячейку и зафиксировать ее, чтобы она не наклонялась и не соприкасалась с другими свечами.
  • После установки свечи нужно прошептать такие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего Раба Твоего (имя)».
  • Перекреститься и поклониться.

Поминальная молитва за упокой – это специальные слова, направленные на успокоение души усопшего. Молясь о упокоении, мы не только незримо помогаем усопшему, но и сами утешаются в своем горе. Все это связано с христианскими канонами, в которых смерть не наделяется трагическим смыслом.

Полный текст молитвы

Полный текст молитвы за упокой звучит следующим образом:

«Помяни, Господи Боже, Всевышний и Всемилостивый, в вере и надежде жизни вечной преставившегося Раба Твоего (назвать кем вам приходится усопший) (имя усопшего). Ты - Всеблагий Человеколюбец, отпусти грехи и пересмотри неправды, ослабь и прости все его вольные и невольные согрешения, избавь его от вечных мук и огня адского, даруй ему причастие, прощение и наслаждение вечными Твоими благами, уготованными Тобой для любящих Тебя и не отступивших от Тебя. Верующих искренне в Бога в Святой Троице прославляемого. Милостив Господи будь, ибо нет человека на земле, который прожил свою земную жизнь, не согрешив. Ты единственный непогрешимый и правда твоя во веки веков. Поэтому просьбу в молитве к твоей милости и щедроте возношу, славлю и прощения за наши грехи прошу. Аминь».

Умершего человека нужно обязательно поминать в специальные дни, предусмотренные церковью. Но кроме этого, его нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на день ангела. В эти дни по возможности необходимо посетить церковь и отнести пожертвования. Также рекомендуется в поминальные дни раздать милостыню бедным, при этом следует попросить их вспомнить имя усопшего родственника, когда они будут молиться.

Короткий вариант

Очень часто используется короткий вариант молитвы за упокой. Ее часто произносят на кладбище возле могилы усопшего в поминальные дни. Но более важно их произносить в период после сорока дней после смерти близкого человека.

Считается, что первые 3 дня душа усопшего человека находится возле тела. Она видит все происходящее и может реагировать на поступки людей, подавая определенные знаки. Именно поэтому нельзя сильно горевать об усопшем, так как душе сложно будет оставить землю. Помогут справиться с горем короткие молитвы за упокой. Также они позволят душе умершего человека без терзаний отойти в мир духов.

Через три дня душа покойника отходит в духовный мир, где будет находиться 40 дней. И для этого периода очень важны короткие молитвы за упокой, они помогут душе держать ответ за все содеянные деяния человека в земной жизни. На 40 день происходит Страшный Суд и Богом принимается решение, куда переместится душа в ад или рай. Каждая произнесенная короткая молитва за упокой увеличивает шансы души усопшего попасть в рай.

Короткая молитва звучит следующим образом:

«Упокой, Господи, душу новопреставленного Раба Божьего (имя родственника), а также всех моих родственников отошедших из мира земного ранее. Прости все их прегрешения, ведомые и неведомые, ибо все они совершены по неразумению, а не во зло. Даруй им Царство Небесное и не позволь испытать вечных адских мук. Молюсь и славлю, Тебя милосердного. Аминь».

Слушать молитвы за упокой:

В Коране говорится, что если молитва за упокой будет читаться большим количеством верующих, то она обязательно будет услышана. Кроме этого пророк сказал, что если сорок человек будет читать погребальную молитву, то Аллах обязательно заступится за умершего, а если молитвенный текст будут читать три ряда мусульман, то усопшему обязательно уготован Рай. Причем очень важно, чтобы близкие люди участвовали в погребальном намазе.

Следует понимать, что погребальный намаз может быть проведен только для усопшего мусульманина. Если не доказана принадлежность умершего к исламу, то джаназа намаз не совершается. Подтвердить то, что человек был мусульманином может, заслуживающий доверия свидетель.

Совершать джаназа намаз можно, как возле тела усопшего, если обряд погребения не был свершен, так и у могилы человека по прошествии определенного времени. Погребальная молитва может читаться, если тело усопшего, если оно не было значительно повреждено. Если случилось так, что смерть наступила вследствие страшных повреждений, и при этом отсутствуют какие-либо части тела, то тело не омывается и джамаз намаз не проводится. Тело покойника просто заворачивается в лоскут материи и хоронят.

Посещение наших умерших, которые покоятся на кладбище, является сунной. В самом начале своего призыва посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал зияраты (посещение) на кладбища, так как в то время посещение кладбищ было переплетено с различными ложными верованиями.

Цель этого запрета состояла в том, чтобы люди, только недавно принявшие Ислам, не говорили у могил то, что было принято говорить во времена джахилии. Однако впоследствии, когда исламская вера укрепилась в сердцах последователей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он разрешил своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах) посещать кладбища, чтобы живые могли извлекать из этого уроки и делать дуа за умерших.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только разрешил, но и указал на желательность зиярата к усопшим. Подтверждая это, он и сам посещал кладбища.

Передают со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عن زِيَارَةِ القُبُورِ فَزُوروها

«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, но отныне посещайте их ». (Муслим )

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَمَنْ أرَادَ أَنْ يَزُورَ القُبُورَ فَلْيَزُرْ؛ فإنَّهَا تُذَكِّرُنَا الآخِرَةَ

«...а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти ».

Как указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в посещении кладбищ заключена большая мудрость. Это напоминает человеку о смерти, об Ахирате, и он делает там дуа для умерших.

Для посещения кладбищ нет какого-то определённого времени, поэтому их можно посещать в любое время. Человеку, пришедшему на зиярат к могиле, следует вести себя так же, как если бы он посещал этого человека до того, как тот умер.

Пришедшему на кладбище или тому, кто проходит мимо него, первым делом следует приветствовать обитателей могил. После этого желательно обращаться к Всевышнему с мольбами за умерших.

Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что в конце каждой ночи, которую у неё проводил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он выходил на кладбище Аль-Баки’ и говорил:

السَّلامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنينَ، وَأتاكُمْ ما تُوعدُون، غَداً مُؤَجَّلُونَ، وَإنَّا إنْ شاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحقُونَ؛ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأهْلِ بَقِيعِ الغَرْقَدِ

«Ас-саламу ‘аляй-кум, дара кавмин му’минина, ва ата-кум ма ту’адуна, гадан муаджжалуна, ва инна, ин шаа-Ллаху, би-кум ляхикуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки‘и-ль-Гаркад ».

«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит наш срок, и, поистине, если будет угодно Всевышнему Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости усопшим на Баки’ аль-Гаркад! » (Муслим )

Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха, что мне говорить?» − имея в виду посещение кладбища. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قُولي: السَّلامُ على أهْلِ الدّيارِ مِنَ المُؤْمنينَ وَالمُسْلمينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ المستقدمين منّا والمستأخرين، إنا إن شاء الله بكم لاحقون

«Говори: "Ас-саламу ‘аля ахли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярхаму- Ллаху-ль-мустакдимина мин-на ва-ль-мустаъхирина, ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ляхыкун ".

"Мир лежащим здесь верующим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам" ». (Муслим )

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пришедший на кладбище, сказал:

السلامُ عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون

«Ас-саламу ‘аляйкум, дара каумин муъминина, ва инна ин шаа-Ллаху би-кум лахикун ».

«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам ». (Абу Давуд , Ибн Маджа )

Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо могил в Медине, повернулся к ним лицом и сказал:

السَّلامُ عَلَيْكُمْ يا أهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنا وَنَحْنُ بالأثَرِ

«Ас-саляму ‘аляй-кум, я ахля-ль-кубур! Ягфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум! Антум салафу-на, ва нахну би-ль-асар ».

«Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами ». (Тирмизи )

Тому, кто придёт на кладбище, желательно как можно больше читать Коран , поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами за тех, кто похоронен на этом кладбище, за других покойных и за всех мусульман. Желательно также часто посещать кладбища и как можно больше стоять у могил достойных людей .

Также тому, кто посещает могилы, желательно делать искреннее намерение и проявить адаб к тем кто, погребён в этих могилах.

Целью посещения кладбищ должно быть довольство Всевышнего; улучшение состояния своего сердца благодаря отдалению от мирского и мыслям об Ахирате, смерти и месте, куда человек отправится после смерти; а также польза для умершего благодаря мольбам за него, чтению Корана и зикра.

Муслим Абдулаев

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама